О таинствах

Таинство Крещения

В ряду прочих таинств Крещение выделяется особо, стоя на первом месте. Христос в беседе с иудейским учителем Никодимом указал на крещение как безусловную необходимость для спасения каждого человека: «Кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Апостолы в своих посланиях указывают, что при крещении мы освящаемся, омываемся, очищаемся, оправдываемся (1 Кор. 6:11), становимся соучастниками крестной смерти и воскресения Христа (Рим. 6:4). Апостол Пётр называет крещение обещанием Богу доброй совести (1 Петр. 3:21). Через крещение происходит присоединение человека к Церкви, который вместо прошлого ветхого получает новое бытие, становится членом церковной полноты Тела Христова. В писаниях апостольских неоднократно упоминается о крещении целых семейств: дом Лидии, дом темничного стража, дом Стефана. Крещение принимали как взрослые, так и дети.

Крещение – не только символ омовения от скверны души, но и само по себе начало и источник божественных даров, очищающий и уничтожающий греховные скверны. В таинстве Крещения прощаются все грехи – первородный и личные, открывается путь для духовной жизни, для получения даров Божиих. Дальнейший духовный рост опирается на произволение человека. Нравственное усовершенствование не обходится без борьбы, без падений и поражений. Церковь дальнейшую благодатную помощь крещеному открывает в таинстве миропомазания.

В древней Церкви существовала практика, когда крещение совершалось в зрелом возрасте. Например, святитель Григорий Назианзин был крещён в 33 года. Впоследствии эта практика была упразднена по многим причинам, в первую очередь, чтобы человек не умер бы некрещеным (в раннее время существовала практика оглашения, когда ко крещению готовились продолжительное время вплоть до нескольких лет; если оглашаемый умирал некрещёным, Церковь молилась за него как за крещёного). Кроме того, чтобы первородный грех, печать которого лежит на каждом человеке без исключения, в том числе и на младенцах, не получил бы в душе по мере взросления своего развития.

Десятый член Символа веры – «исповедую едино крещение во оставление грехов» – свидетельствует о неповторяемости этого таинства. Крещение, как духовное рождение, если совершено правильно, т.е. через троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа (обливательное крещение признаётся, но очень не приветствуется; в настоящее время как обязательное требование в храмах размещают баптистерии), не может быть повторяемо. Православная Церковь принимает в свое лоно без повторения крещения католиков, традиционных протестантов, за исключением сект, в которых совершенно искажено учение о Святой Троице и таинствах (Свидетели Иеговы, неопятидесятнические секты).

В настоящее время имеется институт восприемничества – крестные отец и мать, который некоторым образом является следствием древней практики оглашения. Наличие одного или обоих крестных родителей не является обязательным условием для крещения, например, если крещаемый уже совершеннолетний. Другое дело, когда крестят младенца. В таком случае нельзя полагать, что обязанность духовного воспитания полностью переходит от родителей по плоти на крестных родителей. К огромному сожалению, значительное большинство пап и мам, а также крестных родителей после крестин надолго или даже навсегда забывают дорогу к храму.

Следует знать, что к крестному отцу и матери Церковь предъявляет определённые требования.

Таинство Миропомазания

Совершается обычно непосредственно после таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Совершитель таинства, священнослужитель, помазывает крестившегося святым миром, начертывая крест на лбу, глазных веках, ноздрях, ушах, груди, руках (запястье) и ногах (чуть ниже колен). Также это таинство совершается над лицами, присоединяющимися к Православной Церкви из еретических обществ (например, из протестантизма). При крестообразном помазании священнослужитель каждый раз произносит: «Печать дара Духа Святаго».

Первоначально, в ранней Церкви дары Святого Духа подавались через руковозложение. Об этом говорится в книге Деяний Апостолов, когда рассказывается, что самаряне приняли проповедь о Христе. К самарянам были посланы апостолы Петр и Иоанн, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Святого Духа, Который ещё не сходил ни на кого из них, хотя они и были крещены (Деян., 8:14–17). Каким образом благодатное возложение рук перешло в помазание миром? Об этом можно сделать двоякое предположение. Либо апостолы возложение рук дополняли миропомазанием, о чём в книге Деяний прямо не говорится, либо, вероятнее всего, из-за невозможности лично посетить всех уверовавших во Христа в различных частях Иудеи и за её пределами.

Миро для таинства освящается только епископом, в Русской Православной Церкви – патриархом. Для его приготовления используются специальные травы и ароматы, мироварение длится несколько дней, предваряется особым молебным чином. Мироварение начинается в начале Великой (страстной) седмицы перед Пасхой. Мироварня располагается в Донском монастыре г. Москвы. Освященное миро хранится как великая святыня и раздаётся по епархиям Русской Церкви (правящие архиереи пишут прошение на имя патриарха с просьбой благословить выдачу необходимого количества мира).

Миро вне таинства миропомазания употребляется в исключительных случаях: при освящении храма (помазывается престол, стены храма с четырех сторон), при восшествии на царский престол православных монархов.

Не следует путать таинство миропомазания с чином помазания верующих освященным елеем (маслом) во время полиелейного богослужения или всенощного бдения, а также таинства соборования.

Таинство Евхаристии

Евхаристия с греческого буквально переводится как благодарение. Это таинство, в котором хлеб (обязательно квасной) и вино (виноградное) прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом.

Христос ещё до Тайной вечери говорил иудеям о том, что Он является сошедшим с неба хлебом вечной жизни, даст Свою плоть на съедение (Ин., 6:51); кто не будет есть Его плоти и пить Его крови не будет иметь вечной жизни. Не только иудеи, но и ближайшие ученики Христовы понимали эти слова буквально, в связи с чем немало учеников отошло от Христа.

Установление таинства евхаристии на Тайной вечери приведено у евангелистов Матфея, Марка и Луки. Евангелие от Иоанна сообщает о Тайной вечери такие подробности, которых нет у других евангелистов, в связи с чем Евангелие от Иоанна заметно отличается от прочих. Слова Христа Сие есть Тело Мое, которое за вас преломляется, сия есть Кровь Моя Нового Завета, которая за многих изливается для оставления грехов совершенно ясны и не допускают иного толкования, кроме прямого и определённого, что ученикам под видом хлеба и вина преподаны истинное Тело и истинная Кровь Христовы.

Во время литургии при пении «Тебе поем» священник или епископ призывает Святого Духа на предложенные дары и благословляет их с молитвой Богу Отцу: Сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в чаше сей – честную Кровь Христа Твоего; преложив Духом Твоим Святым. Наитием Святого Духа хлеб и вино действительно прелагаются (более поздний термин – преосуществляются) в Тело и Кровь Христа. После этого момента хотя мы и продолжаем видеть те же хлеб и вино, но в самом существе невидимо для чувственных очей это – истинное Тело и истинная Кровь Иисуса Христа. Каким образом происходит преложение (преосуществление) хлеба и вина в Тело и Кровь – для нас является тайной, как и само наименование евхаристии таинством Тела и Крови Христовых. В истории Церкви, в том числе и современной, известны случаи, когда маловерующие, сомневающиеся или любопытные люди вместо хлеба и вина видели настоящую кровь и куски плоти! Святым за чистоту их жизни Бог открывал видения: младенца Христа, заколаемого на дискосе, входящий в чашу огонь (житие прп. Сергия Радонежского), сослужение ангелов.

Бог присутствует в таинстве евхаристии, в преосуществленных хлебе и вине в Тело и Кровь всем Своим существом, в каждой частице Тела и капли Крови, один и тот же Христос присутствует и преподается в Теле и Крови во всех православных храмах мира.

Христос заповедал совершать евхаристию в Его воспоминание. Евхаристия в православном богослужении и богословии воспринимается как жертва хвалы и благодарения Богу, умилостивительная жертва за всех членов Церкви, соединяющая верных во Христе; просительная жертва о мире для храмов, городов, государств, за властей, воинов, за всех, кто находится в скорбях и радостях, за всех требующих помощи.

Посещать литургию, причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая обязанность каждого христианина. Причащение предваряется таинством покаяния, чтобы с чистым сердцем принимать Святые Дары. Живой опыт христиан, которые регулярно причащаются, свидетельствует о действительных переменах в их духовной жизни, особенно о той радости, отложении многочисленных скорбей, проблем, о благодатном состоянии, наступающем после причастия. Святой Иоанн Кронштадтский, ежедневно служивший литургию и таким образом причащавшийся каждый день, в своём дневнике «Моя жизнь во Христе» неоднократно свидетельствует об исцелении причащающихся от болезней.

О том, как правильно подготовится к причастию, можно узнать в храме у священнослужителя, приходского консультанта, побеседовать с опытным прихожанином, прочитать соответствующую литературу.

Таинство Покаяния

Святые отцы схожи во мнении, что нет предела покаяния ни для малых, ни для великих, то есть в покаянии, в исповеди своих грехов перед Богом нуждаются как простые миряне, так и великие святые. В таинстве покаяния после принесения верующим раскаяния в грехах дается отпущение грехов Богом через посредство пастыря Церкви, согласно обетованию Христа, давшего апостолам власть «вязать и решить», то есть устанавливать покаянные правила и разрешать людей от грехов (см. Ин. 20, 21-23; Мф. 18, 17-18). Впоследствии апостолы делегировали епископам и священникам как соучастникам в совершении таинств Божиих прощать и отпускать грехи.

Следует обратить внимание на то, что в таинстве исповеди отпускает грехи не священник сам по себе, но Бог. Именно Он видит малейшие движения сердца и души человека. Вполне возможно и такое, что священник, прочитав молитву над кающимся, простил и отпустил ему грехи, а Бог нет. В таком случае исповедь не состоялась.

Исповедание грехов необходимо подтвердить волей к исправлению, намерением в ситуации благоприятной для греха обстановки решимости не повторить его вновь.

Священное Писание, творения святых отцов сообщают о тех случаях, когда грехи не прощаются. Например, грех хулы на Святого Духа (Мф. 12, 31-32), под которым понимается отрицание человеком существования Бога, совершаемых Им явных чудес, упорное сомнение в милосердии Божием, сознательное и систематическое повторение грехов желания исправиться в них (например, грехом является воровство, если человек живёт за счёт воровства, осознает это, кается, но не желает бросить и вести честную жизнь). Благодатью Божией, благодатью Святого Духа такие грехи не прощаются, т.к. на эту благодать возводится хула. Как непременное условие прощения грехов является необходимость прощать других.

Каждый грех является нарушением заповедей Божиих, каждый нераскаянный грех может по праву именоваться смертным, но всё же существует определённая степень тяжести грехов. Людей, совершивших тяжелые грехи (отпадение в ересь, церковный раскол, убийство, блуд, колдовство и т.д.), Церковь на определённое время лишает причастия согласно каноническим установлениям, исходя из степени тяжести греха, возлагает епитимии. Не следует воспринимать епитимии как наказания, как такой период, в который можно принести удовлетворение Богу за совершенный грех. Даже если бы мы жили безукоризненной и безгрешной жизнью, как повествуется в Священном Писании, всё равно были бы ничего не значащими и не стоящими рабами Бога. Епитимия – время, которое отводится человеку, чтобы мобилизоваться, собраться силами, осмыслить свою жизнь, остановиться.

Не следует отчаиваться, если грех всё-таки повторяется, укоренившись в нас. В Патерике повествуется, как некий монах пришёл к старцу и сказал: «Отче, что мне делать, я пал». «Встань», – ответил ему старец. «Отче, я вновь пал», – продолжил монах. «Опять встань», – повторил старец. «До каких же пор так?» – спросил монах. «До кончины твоей». Так и в духовной жизни: покаяние дано нам по милосердию Божию, Он знает повреждённую первородным грехом и ослабленную человеческую волю, удобопреклонную ко греху. Падать и вставать нам придётся до конца наших дней и будет нам благо, если мы предстанем пред Богом чистыми сердцем, с доброй волей борца с грехом.

Если человек искренне кается, нет таких грехов, которые бы Бог не простил кающемуся. Радости у Бога об одном кающемся грешнике больше, нежели о 99 праведниках, которые не имеют нужды в покаянии (Лк. 15, 7).

В настоящее время, к большому сожалению, не воспринимаются как грехи или умаляется тяжесть больших грехов: аборты, блуд, систематическое воровство, колдовство… Опыт в покаянии приходит со временем, как и видение своих грехов. Для тех, кто только начинает первые шаги в покаянии или уже имеет некоторый опыт, было бы неплохо ознакомиться с «Пособием к исповеди», составленным святителем Игнатием (Брянчаниновым), или же с выдержанной многократные переиздания книгой старца Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». Эти книги несут несомненную духовную пользу и явились, если можно так сказать, живыми учебникам деятельного покаяния для многих православных христиан нашего времени.

Таинство Священства

Иерархия в Церкви – установление, исходящее от Бога. В православии священная иерархия трехступенчатая: диакон, священник, епископ. Поставление в степень священства есть сообщение особого благодатного дара, без которого это служение не может быть исполняемо. В книге Деяний сообщается, как апостолы через возложение рук поставили в Церкви диаконов (Деян., 6, 2-6), пресвитеров (Деян.14, 23). В посланиях апостола Павла Тимофею имеется прямое указание на рукоположение как благодатное действие (1 Тим., 4, 14; 2 Тим. 1, 6), причём определённо повествуется о том, что Тимофей, как епископ, рукоположенный самим апостолом Павлом, облечён властью рукополагать других, наблюдать за находящимися в его ведении пресвитерами.

В первые века поставление в степени священства происходило после избрания кандидатов церковной общиной, народом. Церковными канонами предписываются особые требования к кандидатам в священный сан, указываются препятствия (физические, социальные). Хиротония в сан епископа и священника возможна только на полной литургии в установленных её частях, то есть на той, на которой полностью совершается евхаристия. Диаконская хиротония совершается, как правило, на таком же богослужении, но возможна и на литургии Преждеосвященных даров. Этим выражается суть священнослужения: епископского и священнического – приносить молитвы за народ, быть соучастниками Божественных таинств, диаконского – быть помощником епископу и священнику в совершении им таинственных священнодействий.

Благодать Божия, подаваемая в таинстве рукоположения, признаётся так же неизгладимой и неизменной, как и благодать, подаваемая в крещении. Канонические правила устанавливают конкретные обстоятельства, когда священнослужитель может быть запрещён в служении на определённое время или даже лишён сана (убийство, вступление диаконом или иереем будучи в сане в брак, уклонение в раскол, совершение тяжких блудных грехов и т.д.). Случай лишения сана следует понимать, что, в строгом смысле, священнослужитель не перестаёт быть диаконом (священником, епископом) – благодать Божию росчерком пера не отнимешь, но церковная власть запрещает такому клирику священнодействовать до конца его земных дней. На Суде Божием лишённый сана клирик будет отвечать за тот сан, которым он был облечён.

Таинство Елеосвящения (Соборования)

Соборование – это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15).

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет воля Божия. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов, но не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые человек осознаёт и старается преодолевать. У каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех – болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!). Совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний.

Таинство может происходить как в храме, так и в других местах. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего – на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

К сожалению, у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания”, что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек становится на грань разочарования.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Отдельно следует сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае: Негодных бабьих басен отвращайся (1 Тим. 4; 7). Это “мнения”, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т.п. Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. В некоторых местах существует практика омовения (то есть смывания) святого елея, который нанесли на члены больного во время совершения Таинства Елеосвящения. Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания.

К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека. Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов.

После того, как Соборование совершено, рекомендуется оставшийся елей употреблять для помазания больным частей тела, непосредственно подверженных болезни. Делать это необходимо с верой и благоговением. Оставшийся елей можно также просто налить в лампадку.